Русский

Английский
+7 927 206-03-46
Мачоган Виктор

Что мы строим? Плавдача. Плавдом. Хаусбот. Часть вторая. (первая часть статьи - здесь)

Когда же и где появились первые плавдома?

Великобритания:

In coastal regions of the United Kingdom, the beached hulls of old boats and ships have been used as homes in the past, for example, Peggotty's houseboat of the 1840s in the novel «David Copperfield.» Today in the very same area (Hoo Peninsula) there are hundreds of converted ships, barges and other boats being used as homes by many families.

Видимо, термин HouseBoat в Англии 19ого века обозначал использующиеся в качестве жилища выброшенные на берег корпуса старых судов. Например, в автобиографическом романе Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфильд» есть упоминания о таком HouseBoat. Для Англии и в настоящее время плавдом – это старое судно, баржа, модернизированное для использования в качестве дома. Только на берег их уже не выбрасывают, а все-таки используют преимущества передвижения по воде.

Северная Америка:

А вот Фенимор Купер в 1841 году поселил своего героя на плавучий дом в центре озера. Основанием дома служила широкая плоскодонная баржа. Этот HouseBoat назывался «Замком Водяной крысы».

Если не строить «Водяных замков», а подходить с более практической точки зрения и искать примеры массового использования плавучих домов, то вот оно:

Seattle, Washington, is home to a relatively large collection of floating houseboat or float house neighborhoods, particularly in Lake Union and Portage Bay. The earliest houseboats in Seattle were recorded in 1905, and peaked with over 2,000 houseboats in the 1930s. There are currently approximately 500 houseboats in Seattle. Most houseboats are designed and built for inland lakes and waterways only. Portland, Oregon also has many houseboats along both the Willamette River and the Columbia River, with the neighborhood of Hayden Island as a prominent example. Float houses are mostly used on the Pacific coast.

Две тысячи домов на воде в одном только Сиэтле было в 30-е годы !!! Во всей России сейчас столько не наберется.

Вот такие понтоны для хаусботов производили канадцы в 60ые годы прошлого века:

Вот такие понтоны для хаусботов производили канадцы в 60ые годы прошлого века Вот такие понтоны для хаусботов производили канадцы в 60ые годы прошлого века Вот такие понтоны для хаусботов производили канадцы в 60ые годы прошлого века Вот такие понтоны для хаусботов производили канадцы в 60ые годы прошлого века

И строили на них плавдома:

Вот такие понтоны для хаусботов производили канадцы в 60ые годы прошлого века Вот такие понтоны для хаусботов производили канадцы в 60ые годы прошлого века

Этот плавучий дом построен с теми же целями, с какими строим плавдома мы:

«…his wife and three small sons are looking forward to many pleasurable hours aboard this summer…»

Так же как мистер Топпнер в мае 1962 года стремился порадовать свою семью многими приятными часами отдыха на борту этого собственноручно построенного хаусбота, так же и мы делаем наши плавдома для комфортного отдыха на водных просторах нашей Родины.

Вот такие понтоны для хаусботов производили канадцы в 60ые годы прошлого века

Как завещал в 1964 году единственный на тему «мелкого судостроения» журнал (КиЯ №3):

«В настоящее время, когда большое внимание уделяется организации полноценного отдыха трудящихся, было бы целесообразным в зонах отдыха организовать станции проката таких плавучих дач, где за небольшую плату можно было бы брать дачу на прокат на тот или иной срок. Стоимость постройки плавучей дачи данного типа невысока, а спрос не нее, конечно, будет велик, и за короткий срок станции проката окупят себя полностью.»

Понтоны Понтоны Понтоны Понтоны

Таким образом, мы видим, что за рубежом укоренился термин «HouseBoat» (Дом-Лодка, Плавдом), а у нас – «Плавдача».

Даже в ГОСТе 1979 года плавдачи упомянуты:

ГОСТ 19105-79 Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования:

«Стандарт не распространяется на надувные лодки, байдарки и каноэ, парусные и парусно-моторные суда, суда-амфибии, плавучие дачи и плоты, плавсредства водных аттракционов, спортивные суда, суда на воздушной подушке и подводных крыльях, а также на суда, поднадзорные Регистру и Речному Регистру»

Да, ГОСТ на них не распространяется, но существование такого класса судов констатируется. ГОСТ не регламентирует их постольку, поскольку они являются в первую очередь жильем, используются по большей части на стоянке, а не в движении, не как транспортное средство. Возможность передвигаться по воде на плавдаче – вторична. Дом на воде нужен для отдыха, а не для передвижения из пункта «А» в пункт «В».

В самом авторитетном «Справочнике по малотоннажному судостроению» под редакцией Б.Г. Мордвинова, адресованном проектировщикам, технологам, строителям малых судов издания 1987 года мы читаем:

«Намечается расширение области использования плавучих дач за счет повышения их мореходности, создания облегченных конструкций, позволяющих при определенных условиях развивать скорости, соответствующие режиму глиссирования.»

Понтоны Понтоны Понтоны Понтоны Понтоны

Но, несмотря на все предпосылки к расширению области использования, в нашей стране строительство этого типа судов развивается крайне медленно. Отсутствует инфраструктура, отсутствует внятное законодательство и в области водопользования и в области технических требований к судам. Плавдача с двигателем 50 л/с, которая конструктивно не имеет возможности двигаться быстрее 15 км/ч относится к тому же классу маломерных судов, что и моторная яхта двигателями в 1500 л/с. И на то и на другое транспортное средство по нынешнему законодательству требуются одинаковые документы, одинаковая классификация судоводителя….

Если обратиться к европейскому опыту и, например, вообще отменить судоводительские права на такие медленные суда как плавдома и плавдачи, то можно придать серьезный импульс развитию водного туризма. А это очень емкая отрасль, в которой могут быть не только ревущие и мчащиеся катера, потребляющие тонны топлива, но и «полноценный отдых трудящихся» на комфортабельных плавучих домах. У нас уже есть самое главное – бескрайние речные просторы. Осталось снять искусственные препоны, чтобы можно было полноценно наслаждаться этими просторами.

Пока это доступно только избранным.

Автобиографический роман Чарльза Диккенса мы уже упоминали в связи с плавучими домами. Вот цитата из другой английской автобиографии:

«..... Миновав горбатый мост, я увидел ряд плавучих домов, стоящих на якоре вдоль канала. Вода, ряды деревьев, сами плавучие дома, ярко выкрашенные в красный и голубой цвета, с цветочными горшками на плоских крышах, утки и лебеди, снующие вокруг, – все это создавало ощущение, что я за городом.

Воспитанному на воле, в сельской местности, мне на самом деле не нравилось жить в Лондоне, и я часто ощущал, что почти не вижу солнечного света и не дышу свежим воздухом.

С тех самых летних каникул, которые мы провели в Салкоум, я всегда любил воду и запахи лодок: масла, смолы и веревок. …….»

Автор этих строк долгое время использовал дом на воде в качестве основного жилья. Именно ощущение свободы и «загородная жизнь» в центре мегаполиса – вот почему человек, который может позволить себе самую дорогую недвижимость, предпочитает жить на плавдоме. Это Ричард Брэнсон. В 70-х 80-х годах он жил на плавдоме, создавал и развивал свои предприятия, а теперь запускает космические корабли. А мы тем временем строим плавдома в Самаре и покупаем у одной из компаний Ричарда Брэнсона беспроводной доступ в интернет.

Продолжение следует ...