Русский

Английский
+7 927 206-03-46
Мачоган Виктор

Что мы строим? Плавдача. Плавдом. Хаусбот.(часть первая)



В качестве первой иллюстрации к этой статье приведен рисунок из третьего сборника «Катера и Яхты», который вышел ровно 50 лет назад – в 1964 году. Тогда это было не периодическое издание, а именно сборник статей. Первый «КиЯ» вышел в свет в 1963 году, второй и третий – в 1964. И в каждом из этих сборниках были статьи про плавдачи!

Мы не претендуем на полноту исследования вопроса, но он все назревает, а ответов все нет. На самом деле все ответы есть и они простые. Нет только устоявшейся терминологии. Не то, чтобы происходит какая-то путаница, просто когда человеку нужно комфортабельное прогулочное судно он не сразу понимает что нужно гуглить. «Плавдача»? «Плавдом»? «Хаусбот»? «Houseboat»?

Как правильно называть?


Давайте попробуем оттолкнуться от того какими качествами должно обладать прогулочное судно.

Сегодня мы для себя формулируем такой список качеств:

  • 1. внешняя привлекательность>
  • 2. комфорт
  • 3. эксплуатационные качества
  • 4. безопасность
  • 5. стоимость

Именно так: на первом месте внешний вид. Потому что он держится сразу на трех китах:

  • Эстетическое чувство владельца, которое не позволяет владеть чем-то уродливым.
  • Понт, чтобы перед другими не стыдно было показаться. Поэтому должен быть понтовый, или правильнее сказать «понтоновый» кораблик.
  • Незримая, но укоренившаяся взаимосвязь: если красиво – значит надежно и правильно.

На втором месте комфорт, чтобы потешить себя-любимого.Эксплуатационные качества (управляемость, остойчивость и т.п, и даже безопасность – отодвигаются на дальние планы, хотя некоторые из аспектов эксплуатационных качеств связаны с комфортом)

Не претендуем на истину, но именно так оно нам представляется из нашего опыта общения с заказчиками при постройке плавдомов: даешь сначала внешний вид и комфорт, а остальное прилагай к этому как хочешь. Ну вот такое у меня эстетическое чувство и понятие о комфорте, что непременно на плавдоме должен быть третий этаж! Ничего не хочу знать про остойчивость, парусность и т.п. – вынь да полож мне третий этаж, а то уйду к другим судостроителям…

Мы не держимся за таких заказчиков, потому что мы читали «КиЯ» №1 (1963 год):

«Нельзя судить об удобстве и целесообразности общего расположения катера или размещения оборудования в каютах по очертаниям линии борта в плане
…….
Высота надводного борта всегда должна соизмеряться с высотой надстройки. Излишне высокая, по сравнению с величиной надводного борта надстройка очень некрасива. Такая надстройка едва допустима лишь на речных тихоходных катерах старинного типа, но на катере со средней скоростью хода уже совершенно неуместна. При попытках модернизации излишне высоких надстроек путем придания им условно обтекаемых форм они становятся уродливыми.»


Там так и написано: «уродливыми»

Сложно сказать когда возник именно этот термин «Плавдача»… Наверное, так же как дача ассоциировалась у советского человека с отдыхом на природе, но без городского комфорта, без достаточной автономии…. Туалет на улице, электричества нет или мало и редко. Так же и плавдача. Не приходило это в голову назвать «домом». Дом – это на берегу со всеми мыслимыми удобствами и с возможностью постоянного пребывания. А на воде – это дача.

Еще из первого выпуска «КиЯ» (1963год):

«Каким же требованиям должна удовлетворять самоходная дача минимальных размеров? На ней должны быть спальные места, место для приготовления пищи, стол с сиденьями вокруг него, открытая площадка, - чтобы греться на солнце или обсохнуть после купания; желательно иметь гальюн. Наконец, катер-дача должен стоить недорого и быть доступным для эксплуатации каждому. Минимально катер-дача рассчитывается на двух человек, однако большей частью необходимо предусмотреть еще два места для детей.»
………
«По правому борту между спальной каютой и салоном расположен гальюн-унитаз с открытым отверстием, без промывки. При плавании по каналу он заменяется ведром.»

С ведром точно не дом. С ведром – дача.

Еще одна статья про плав-дачи из первого номера "КиЯ":

Еще одна статья про плав-дачи из первого номера 'КиЯ' Еще одна статья про плав-дачи из первого номера 'КиЯ' Еще одна статья про плав-дачи из первого номера 'КиЯ' Еще одна статья про плав-дачи из первого номера 'КиЯ'

В наших современных условиях со всевозможными генераторами, автономными отопителями, станциями водоснабжения и водоочистки, светодиодами, солнечными батареями, инверторами и т.д и т.п полный комфорт можно обеспечить, не привязываясь к электрической розетке и городской канализации.


Поэтому теперь уже можно говорить не о «Плавдаче», а о «Плавдоме». Где есть абсолютно все удобства.

Так же, как и в 1963 году в сборнике «Катера и Яхты» говорилось:

«К малым туристским мотосудам должен быть отнесен и такой специальный и своеобразный класс судов, как самоходные плавучие дачи. Их конструктивные формы, внешняя архитектура и размерения весьма разнообразны. Отличительной особенностью плавучих дач является подчинение всех элементов конструкции удобному и целесообразному пользованию судном на стоянке.»


так же и теперь Wikipedia сообщает:


A houseboat is a boat that has been designed or modified to be used primarily as a home.

Т.е. плавдом (плавдача) – это в первую очередь Дом. В нем хорошо и удобно жить. А еще он по воде ходить может.

В следующей части нашей статьи мы рассмотрим истоки HouseBoat – строения за пределами нашей Родины, ибо, как сообщает нам все тот же «КиЯ»:

«Опыт постройки и использования плавучих дач в СССР весьма невелик, но, по-видимому, для них наиболее целесообразна скорость 8-12 км/час»

Так что попробуем расковырять откуда же пошел опыт постройки и использования подобных судов в западной цивилизации.

Продолжение - часть вторая